Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ внесены изменения в ст.193 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовному ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.
Изменения коснулись ч.1 ст.193 УК РФ, поскольку ответственность наступает в случае совершения данных действий лицом, подвергнутым ранее административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Федеральным законом от 01.04.2020 №72-ФЗ введена ч.5.2 ст.15.25 КоАП РФ.
Согласно ч.5.2 ст.15.25 КоАП РФ — действия (бездействие), предусмотренные частями 4, 4.1 и 5 настоящей статьи (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, а также невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них), если сумма зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Понятия иностранной валюты, валюты РФ, резидентов и нерезидентов, а также уполномоченного банка содержатся в ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Обязанность по зачислению на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, включая срок исполнения этой обязанности, определена в ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В этой же статье предусмотрены исключения из изложенного правила, т.е. случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета иностранную валюту или валюту РФ. Однако в ряде случаев если валюта зачислена в соответствии с предусмотренными исключениями на счета резидентов в банках за пределами территории РФ, то она должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, а в противном случае переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.
Преступление заключается в неисполнении установленной в законе обязанности, т.е. в юридическом бездействии, которому, однако, могут сопутствовать действия, направленные на непоступление средств на указанные счета. В частности, сопутствует бездействию, составляющему объективную сторону данного преступления, указание руководителю фирмы-нерезидента зачислить средства на иной счет в целях погашения долга иностранным партнерам, выплатить зарплату своим подчиненным, работающим за границей, для внесения аванса по другой сделке.
Преступление считается оконченным не с момента совершения указанных действий, направленных на неисполнение соответствующей обязанности, а с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано возвратить иностранную валюту на счет в уполномоченном банке.
Следует также учитывать, что субъект данного преступления — специальный. Признак, выделяющий субъекта как специального, состоит в наличии у него соответствующей обязанности ( ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), неисполнение которой является признаком данного преступления.
Субъективная сторона данного состава преступления выражается в виде прямого умысла.
Кроме того, Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ исключена часть 1.1 ст.193 УК РФ, предусматривающая ответственность за совершение указанного преступления группой лиц по предварительному сговору.
Данный квалифицирующий признак в новой редакции нашел свое отражение в пункте «б» части 2 указанной статьи, который ранее предусматривал уголовную ответственность за совершение данного преступления лишь организованной группой.
Кроме того, значительно увеличена сумма крупного и особо крупного размера незачисленных или невозвращенных денежных средств.
Так, согласно примечания к ст. 193 УК РФ: деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 9 миллионов рублей (в новой редакции — превышает 100 миллионов рублей), а в особо крупном размере — 45 миллионов рублей (в новой редакции — превышает 150 миллионов рублей).
Федеральный закон вступил в силу 12 апреля 2020 года.